В
популярном (любительском) сегменте цифровые фотокамеры окончательно
вытеснили плёночную технику. С одной стороны, значительная часть
потребителей уже осуществила так или иначе переход на "цифру", а с
другой - основные ("объективные") параметры достигли своего насыщения и
далее не могут быть заметно улучшены по физическим соображениям.
Поэтому, чтобы поддерживать продажи, фирмы-производители регулярно
почти полностью обновляют модельный ряд, вводя совершенно новые
функции, рекламируя всё новые "бантики" и "рюшечки", призванные отвлечь
покупателя от основных параметров, которые зачастую даже ухудшаются
"под шумок". В результате неподготовленному технически любителю всё
труднее "отделить зёрна от плевел" и разобраться в этом многообразии
функций и значений. Что предпочесть - ИСО6400 или автоопределение
улыбки? сверхширокий угол зрения (ЭФР=24мм) или небывалый ультразум
(15х)? новый ультрамощный процессор Диджик-7 или отправку кадров без
проводов?
Масла в огонь подливают журналы. Одну и ту же модель
могут назвать "профессиональным аппаратом c 18x мощной оптикой от
легендарной Лейки" в одном месте и "любительской мыльницей с
ограниченными возможностями" в другом. Причина очень проста: среди
авторов могут быть совершенно разные люди, с разным опытом и разными
критериями оценки. Встречаются и просто рефераты от "пиарщиков" и
рекламистов фирмы-изготовителя, обычно очень далёкие от
действительности. Продавцы в магазинах, как правило, не имеют
практического опыта съёмок продаваемой техникой и ориентируются на те
же журналы и рекламные проспекты. Я многократно слышал вопиюще
безграмотные советы покупателям даже в центральных московских
фотомагазинах. Что творится "в глубинке" мне вообще страшно
представить. Смущённый покупатель заходит на форумы в Сеть, но его
вопросы обычно быстро вырождаются во флейм одного из двух-трёх видов
(примерно таких: "зеркалка или мыльница", "Nikon или Canon"), что
запутывает его ещё больше. Более того, активно используются спамерские
"вбрасывания" восторженных отзывов о конкретной модели или фирме на те
же форумы и блоги - лидером в этом (по субъективным наблюдениям автора)
является фирма "Панасоник", нанимающая спамеров для рекламы аппаратов
серии "Lumix".
На самом деле причина путаницы очень проста: многогранность и многозначность всех понятий, участвующих в спорах и оценках. Многогранен
объект съёмки: люди (портрет), люди (репортаж), пейзаж, архитектура,
животные, микрообъекты (капельки-жучки-бабочки), и т.д. Различны стили фотографии, её "изюминки", грубо: художественные портреты и пейзажи (важно КАК снято); сюжетные и репортажные снимки (важно ЧТО и КОГДА снято, пойман уникальный момент или сюжет); протокольные снимки ("здесь был Вася", "я и Эйфелева башня"), причём для массового фото это - преобладающий жанр; макросъёмка; и т.д. Различны
требования к техническому качеству. Кому-то важнее детализация, "каждая
волосинка, каждый лепесточек"; кому-то - правильные цвета, "розовая,
здоровая кожа, а не землистые маски"; кого-то напрягает цветной шум,
кого-то - цветные контуры, кто-то замечает геометрические искажения,
кто-то - виньетирование(затемнение) по краям, кому-то важно красивое
"размазывание" заднего плана в портретах. Понятно, что "хорошо быть и
богатым и здоровым", но в данном случае не получается. Различны
требования к удобству и функциональности. В зависимости от личных
привычек, характера и стиля фотографии на первый план могут выходить
отдельные факторы из длинного списка: возможность кадрирования в широких пределах, не сходя с места (кратность зума); возможность охватить большое пространство ("широкоугольность"); возможность снять очень далёкие объекты крупно ("дальнобойность"); скорость автофокуса, промежуток от нажатия на кнопку до кадра; точность экспоавтоматики; возможность оперативно корректировать ББ, контраст и шарп или даже вообще о них забыть (съёмка в RAW); возможность ручной установки диафрагмы или выдержки, ручного фокуса; "скорострельность"; удобство кадрировки; удобство ношения (компактность и вес); расширяемость; автономность; прочность и непромокаемость; и, конечно же, цена. Интересный
момент: если некоторые параметры однозначно ложатся на шкалу
"лучше-хуже" (например, цена), то оценка некоторых зависит
исключительно от жанра и пристрастий фотографа. Например, большая
глубина резкости - хорошо или плохо? В макросъёмке и пейзаже - хорошо.
В художественном портрете - обычно плохо. Или возьмём размер корпуса -
одним нравится т.н. "ухватистость", "большая" камера удобно лежит в
руке и меньше смазывает при съёмке. А другим важна миниатюрность, чтобы
всегда, не напрягаясь, носить "в кармане".
Главный вывод из
вышеизложенного: невозможно корректно ответить на вопросы типа "что
лучше - фотоаппарат А или фотоаппарат Б?". Для каждого фотографа, в
зависимости от его вкуса, стиля и потребностей ответ будет свой. НЕТ
ЛУЧШИХ, ЕСТЬ ОПТИМАЛЬНЫЕ конкретно для Вас, под конкретные задачи и в
конкретных условиях.
В данной статье описываются в общих чертах
основные параметры фотоаппаратов и их влияние на конечный результат.
Будем надеяться, это поможет сделать оптимальный ДЛЯ ВАС выбор.
|